Электронно-цифровая подпись
Электронная подпись (ранее ЭЦП) — собственноручная подпись в электронном виде, которой можно подписывать документы. Федеральный закон №63 ФЗ от 06.04.2011 определил три вида электронных подписей: простую, неквалифицированную и квалифицированную. У них разный уровень защиты и юридической значимости, так что применяются они в разных ситуациях. Каждый человек может пользоваться одной или несколькими электронными подписями. Каких либо ограничений по количеству и разнообразию используемых ЭП нет.
Электронная подпись (ЭП) выдается на 12 месяцев, поэтому каждый год ее нужно перевыпускать. Если срок действия подписи закончится, перевыпуск невозможен. Вам придется заново оформлять ЭП.
Выдачей и сопровождением электронных подписей занимаются специальные организации – удостоверяющие центры (УЦ). Закон № 63 ФЗ от 06.04.2011 делит электронные подписи на простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные.
- Простая электронная подпись – это связка логин пароль на сайте или номер телефона и код, которые нужны для подтверждения личности пользователя. Простая ЭП имеет юридическую силу при оказании страховых, государственных и муниципальных услуг, а также если участники документооборота договорятся о ее признании. Подойдет любым физическим лицам, которые пользуются интернет сервисами для покупок товаров и услуг, управления средствами в банке. Может использоваться для оплаты штрафов ГИБДД и получения некоторых услуг на портале «Госуслуги».
Удостоверяющие центры выдают усиленные виды подписей.
-
Неквалифицированная электронная подпись — это зашифрованная комбинация символов, которая подтверждает личность пользователя и позволяет обнаружить внесение изменений в документ после его подписания. Подходит для внутреннего документооборота и работы на портале nalog.ru. Оформляется самостоятельно или в удостоверяющем центре. Документ, подписанный неквалифицированной ЭП, получает юридическую значимость, если имеется указание закона или достигнута договоренность между сторонами. Нужна сотрудникам компаний для обмена документами с партнерами и внутреннего документооборота (для подписания приказов, инструкций, заявлений, справок). Используется для работы в личном кабинете налогоплательщика.
-
Квалифицированная электронная подпись - самая защищенная подпись, создается с использованием средств шифрования, сертифицированных ФСБ. Выдается квалифицированная ЭП только в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязи России. Любой документ, который законом не запрещено оформлять в электронном виде, можно подписывать квалифицированной электронной подписью. Он будет иметь полную юридическую силу. Квалифицированная электронная подпись универсальна, она подходит для работы на большинстве площадок. Однако некоторые торговые площадки предъявляют дополнительные требования к электронным подписям. Например, чтобы в сертификате подписи был объектный идентификатор (OID), содержащий дополнительную информацию о владельце ЭП и его полномочиях.
Есть два вида средств криптографической защиты информации: устанавливаемые отдельно и встроенные в носитель.
СКЗИ, устанавливаемое отдельно — это программа, которая устанавливается на любое компьютерное устройство. Недостаток таких СКЗИ - жесткая привязка к одному рабочему месту. Можно работать с любым количеством электронных подписей, но только на том компьютере или ноутбуке, на котором установлена СКЗИ. Чтобы работать на разных компьютерах, придется для каждого покупать дополнительную лицензию.
При работе с электронными подписями в качестве устанавливаемого СКЗИ чаще всего используется криптопровайдер КриптоПро CSP. Программа работает в Windows, Unix и других операционных системах, поддерживает отечественные стандарты безопасности ГОСТ Р 34.11-2012 и ГОСТ Р 34.10-2012.
Защищенные носители для квалифицированной электронной подписи
Токен (eToken, Рутокен и др.), Токен со встроенным СКЗИ (Рутокен ЭЦП, Рутокен ЭЦП 2.0, JaCarta PKI/ГОСТ/SE) .
Токен - надежный и удобный носитель в виде USB-брелока. Подходит для большинства применений, кроме ЕГАИС. С его помощью можно отправить отчет в налоговую или Росстат, подписать договор и участвовать в электронных торгах. Чтобы подписывать документы с помощью токена, на компьютер нужно установить средство криптографической защиты информации (СКЗИ).
Токен со встроенным СКЗИ - носитель, который похож на обычный токен, но обладает встроенным СКЗИ. Используя электронную подпись на таком носителе, вы сможете подписывать документы на любом компьютере без покупки дополнительного ПО. Рутокен ЭЦП подходит для дистанционного банковского обслуживания, работы на госпорталах, сдачи отчетности и документооборота. Он не предназначен для работы с торговыми площадками и ЕГАИС. Рутокен ЭЦП 2.0, как и JaCarta PKI/ГОСТ/SE, используются только для работы с ЕГАИС.
Подробную информацию можно получить по телефону : +7 (4872) 73-10-05
В нашем удостоверяющем центре можно получить электронную подпись :
Физическим лицам и самозанятым
Квалифицированная электронная подпись для физических лиц и самозанятых - лучшее решение для тех, кто хочет получать услуги онлайн без очередей и бумажной волокиты, из любой точки мира. ЭП экономит не только время, но и деньги, решая многие житейские вопросы за пару кликов.
-
Подтвердить учетную запись на портале Госуслуг. Обладатель квалифицированной ЭП физлица получает доступ ко всем сервисам портала.
- Зарегистрировать ИП или юридическое лицо. Государственная онлайн регистрация бизнеса доступна на сайте ФНС. Сформировать пакет документов позволит бесплатное программное обеспечение, а заверить его нужно квалифицированной электронной подписью.
- Сдать декларацию в налоговую. Запросить справку о состоянии расчетов, подать декларацию 3 НДФЛ или заявление на льготу можно в ЛК налогоплательщика только с электронной подписью. В электронный документ можно быстро внести исправления и снова отправить получателю.
- С июля 2020 года все самозанятые должны отчитываться перед госорганами и платить налоги. КЭП физлица подходит самозанятым для сдачи отчетности в налоговую и фонды.
- Подписать трудовой договор, чтобы работать удаленно. Документы легко заверить без необходимости лично встречаться с работодателем.
- Зарегистрировать сделку с недвижимостью на Росреестре. С ЭП вы сможете по интернету из дома или офиса:
получать выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения из Государственного кадастра недвижимости;
подавать заявления о постановке недвижимости на кадастровый учет;
запрашивать информацию об объектах недвижимости;
проводить государственную регистрацию сделок с недвижимостью.
Проводить удаленно сделки с недвижимостью можно только при условии, что собственник предварительно подал заявление в Росреестр о своем согласии на них.
- Подать заявку на получение патента. Заявку на получение патента на изобретение или полезную модель можно подать прямо через сайт федерального института промышленной собственности (ФИПС). Это позволит получить скидку на госпошлину в размере 30%. Заверить такую заявку необходимо электронной подписью. Только так она будет иметь юридическую значимость.
- Оформить ипотеку или кредит. Закон № 328 ФЗ разрешил банкам использовать электронную закладную. В ней будут те же сведения, что и в бумажной: об участниках ипотечной сделки, название кредитного договора, сумма кредита. Готовится закладная на портале Госуслуг или сайте Росреестра. Заемщик заполняет онлайн-форму закладной, а банк вносит свою часть информации. Затем каждая сторона подписывает закладную собственной квалифицированной электронной подписью и банк передает документ в Росреестр.
- Подать документы в вуз. Заявления от абитуриентов многие вузы получают через интернет. Основное требование — документ должен быть заверен электронной подписью. Ехать лично вуз или посылать документы через Почту России не придется.
- Обратиться с заявлением в суд. Вы можете подавать иски в арбитражные суды через систему «Мой арбитр», а в суды общей юрисдикции и Верховный суд — через ГАС «Правосудие».
ЭЦП для юридического лица
С помощью электронной подписи можно отправить отчет в налоговую, выиграть тендер на госзакупках или подписать договор с контрагентом, не вставая со стула, всего за пару кликов. Не нужно тратить время на хождение по кабинетам и утомительное стояние в очередях.
Юридические лица используют электронные подписи двух типов: квалифицированные и неквалифицированные. Неквалифицированной ЭП удобно подписывать внутренние документы — приказы, инструкции, заявления. Квалифицированная же нужна для заимодействия с контрагентами, сдачи отчетности и работе с госпорталами.
-
Отчитываться через интернет и вести переписку с госорганами
Сдавайте налоговую отчетность, отправьте пояснительную записку или вопрос по новой норме закона инспектору, отчитывайтесь перед ПФР, ФСС, Росстатом и другими госорганами по интернету, без лишних бумаг. Электронный отчет можно отправить в любое время, не подстраиваясь под график работы государственного учреждения.
- Участвовать в электронных торгах
Выигрывайте тендеры на государственных и коммерческих торговых площадках, станьте поставщиком крупных компаний как представитель малого и среднего бизнеса. Или экономьте, участвуя в торгах по реализации имущества банкротов. Если площадка требует, чтобы в сертификате подписи был дополнительный идентификатор, УЦ «Тензор» выдаст нужную электронную подпись.
- Работать с информационными системами
Зарегистрируйте ККТ в ФНС, откройте новое юрлицо, закажите справку из Росреестра, сообщите о покупке недвижимости или выполните таможенное декларирование товаров. Электронные документы дойдут быстро и без лишней беготни.
- Подать в суд
Урегулируйте денежный спор с контрагентом или подайте в арбитражный суд иск на возмещение убытков через систему «Мой арбитр». Местонахождение ответчика роли не играет, электронные документы одинаково быстро будут доставлены в суд любого города.
- Торговать алкоголем, молоком, лесом, мехом, лекарствами
Отправляйте сведения о сделках с товаром, подлежащим маркировке и контролю со стороны государства, в ЕГАИС, ИС «Маркировка», ФГИС «Меркурий» и другие информационные системы.
- Обмениваться документами с клиентами и партнерами
Подписывайте электронной подписью накладные и акты выполненных работ, выставляйте счета, отправляйте акты сверок и другие документы по интернету, не тратя время их на печать и доставку.
- Вести внутренний документооборот
Избавьте сотрудников от необходимости бегать по кабинетам с ворохом бумаг. Благодаря электронной подписи их работа станет продуктивнее. Инструкции, поручения, приказы, авансовые отчеты и другие документы подписываются за пару секунд. Электронные файлы не теряются и не портятся, их удобно хранить и пересылать.
- Управлять компанией дистанционно
Подписывайте договор, накладную, платежку и любые другие документы, находясь где угодно. Все, что вам требуется, — это компьютер с доступом в интернет.
Для индивидуальных предпринимателей
Чаще всего индивидуальные предприниматели используют электронную подпись для налоговой, госзакупок и других электронных торгов. Простая и неквалифицированная не подойдут, требуется КЭП (квалифицированная электронная подпись). Она имеет силу личной подписи с синей печатью и придает документам юридическую силу бумажных.
С квалифицированной электронной подписью индивидуальный предприниматель также может:
-
сдавать отчетность в любые госорганы;
- пользоваться электронными госпорталами, например, Госуслуги и nalog.ru;
- зарегистрировать кассу и заключить договор с ОФД;
- подавать сведения о маркировке в Честный знак, Меркурий, ЕГАИС;
- подавать электронные документы в суд;
вести электронный документооборот с контрагентами.
- Нужна ли подпись для ИП, если есть подпись для физлица
С ЭЦП, оформленной на физическое лицо, можно только зарегистрировать ИП. Дальше потребуется новая электронная подпись, в сертификате которой будет прописан ОГРНИП. Только с ней документы, подписанные индивидуальным предпринимателем, будут действительны.